Обсуждение формата новых ФГОС

Обсуждение формата новых ФГОС

С начала 2020 года профессионально-экспертным сообществом обсуждаются формат новых ФГОС. Главным постулатом обсуждений выступает смена концептуальной роли образовательной организации с монополиста образовательных ресурсов на интегратора ресурсов, как сказал А. Адамский: «точку входа, обеспечивающей возможность попасть в разные образовательные пространства». Данный концепт актуализировался в условиях карантинного дистанционного обучения.

23 мая состоялся экспертный семинар «Инициатива ФГОС 4.0: экономика образования», на котором рассматривалась экономика образования применительно к новым требованиям: развитие сетевых форм, персонификация, гибкие модели финансирования, вариативность, аутсорсинг, эндаумент, нормативы финансирования. Новые условия функционирования требуют новых экономических форм реализации условий образовательных программ, требуемых ФГОС.

28 мая в рамках Московского международного салона образования (ММСО) обсуждение продолжилось на дискуссии «Инициатива ФГОС 4.0: сборка смыслов».

Как отметил Игорь Реморенко: «Инициатива ФГОС 4.0» обозначила необходимость концентрации на проблеме условий осуществления образовательного процесса. В исторической ретроспективе такое регулирование в России практически не осуществлялось. В советском периоде ведомством утверждались примерные программы, а вот условия реализации программ не регулировались. В «Законе об образовании в РФ» появились требования к условиям образовательного процесса. Таким образом, произошло серьезное различение требований к результатам, программам и условиям реализации образовательного процесса, и государство, установив такие требования, фактически зафиксировало требования, которые должны исполнять не только образовательные организации, но и внешние организации тоже».

В проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» усилена роль руководителя, как администратора образовательной организации. Она видится связующим элементом между стратегированием и реализацией программы развития образовательной организации для достижения результативности и эффективности деятельности.

Рабочей группой при выделении обобщенных трудовых функций (ОТФ) в функциональной карте руководителя рассматривалось три подхода.

Первый подход был логичным развитием проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (версия 2016 г.), выполненным с учетом адаптации и конкретизации под функционал руководителя дошкольной и общеобразовательной организаций, а также корректировок, сделанных по итогам проведения социологических исследований, направленных на выявление характера профессиональных ориентаций руководителей образовательных организаций общего образования  и фактического состава работ руководителя общеобразовательной организации

Второй подход основан на выделении ОТФ по объектам управления:

а) управление структурным подразделением общеобразовательной организации;

б) управление общеобразовательной организацией;

в) управление общеобразовательным комплексом.

Основой проектирования стала аналогия с проектом профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации», правовым основанием которого являются:  статьи 57-60 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положения муниципалитетов о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и казенных учреждений, заключений комиссий по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения. В статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ приведен широкий перечень различных структурных подразделений образовательных организаций, свойственных различным их типам, видам и направленности образовательных программ, а также иным особенностям функционирования. В их числе называются филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. За исключением филиалов и представительств иные структурные подразделения можно считать обособленными именно по признаку исполняемых функций. Данный перечень является открытым, причем действующее законодательство не устанавливает каких-либо запретов считать структурными подразделениями и иные «части» образовательной организации.

Третий подход основан на разложении профессиональной деятельности руководителя дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций на четыре  основные ОТФ:

а) «Управление образовательной деятельностью образовательной организации»;

б) «Административное обеспечение деятельности образовательной организации»;

в) «Управление развитием образовательной организации»;

г) «Управление взаимодействием образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами».

Практически все директора школ, принявшие участие в исследовании фактического состава работ руководителя общеобразовательной организации указали на эти четыре  основные функции. Эти же данные подтверждаются результатами мониторингового исследования TALIS-2018.

Уход от дефиниций «Управление ресурсами организации» и «Управление процессами организации» был основан на более интегративной роли руководителя, его ядром. Основой проектирования стала аналогия с раскрытием понятия «Администрирование» в рамках реализации международных и российских программ профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования»/Master of Business Administration и «Доктор делового администрирования»/Doctor of Business Administration. Администрирование, как функционал высшего управленческого звена, включает в себя такие аспекты, как общий менеджмент и стратегический менеджмент, управление финансами, управление человеческими ресурсами, операционный менеджмент и управление продажами, управление изменениями, управление информационными системами.

Источник: https://eurekanet.ru/fgos_23may#stuff23